Для осуществления контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров
в соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах»
и уставом образуется ревизионная комиссия (ревизор) общества.
Ревизионная комиссия является выборным органом общества, осуществляющим
контрольные функции.
Принятие решения по избранию членов ревизионной комиссии (ревизора) общества
и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции
общего собрания акционеров, причем акции, принадлежащие членам совета
директоров (наблюдательного совета) общества и лицам, занимающим должности
в органах управления обществом, не могут участвовать в голосовании при
избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет, что порядок деятельности
ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом
общества, утверждаемым общим собранием акционеров. Обычно таким документом
является положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества. Указанное
положение может содержать, в частности, следующие нормы:
— члены ревизионной комиссии (ревизор) общества избираются общим собранием
акционеров в количестве трех человек на срок до трех лет;
— члены ревизионной комиссии (ревизор) общества могут переизбираться на
новый срок неограниченное число раз;
— избранными в состав ревизионной комиссии считаются те кандидаты, которые
набрали большее число голосов, причем голосование по каждой кандидатуре
осуществляется отдельно и является прямым;
— в случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионной комиссии
общее собрание акционеров вправе переизбрать отдельных ее членов или весь
состав комиссии до истечения срока её полномочий;
— руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, который избирается
членами ревизионной комиссии из их числа просты большинством голосов и
может быть переизбран в любое время;
— заседание ревизионной комиссии является правомочным (имеет кворум)'
если на нем присутствуют все действующие члены комиссии;
— на заседаниях ревизионной комиссии все решения принимаются простым большинством
голосов, причем голос председателя ревизионной комиссии не имеет решающего
значения;
— на заседаниях ревизионной комиссии ведется протокол, в котором отражаются
все результаты проведенных проверок, а также приятые ревизионной комиссией
решения; протокол заседания ревизионной комиссии оформляется в срок до
трех дней с момента окончания заседания и подписывается всеми членами
ревизионной комиссии;
— протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся вместе с остальными
документами общества.
Ранее отмечалось, что уже на учредительном собрании акционеры общества
должны избрать ревизионную комиссию, которая будет осуществлять свою деятельность
на основании соответствующего положения. Очевидно, что указанное положение
должно быть также утверждено учредительным собранием акционеров общества.
Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным
Федеральным законом «Об акционерных обществах», определяется уставом общества,
причем эта компетенция может быть значительно расширена. В частности к
компетенции ревизионной комиссии (ревизора) общества могут быть отнесены
следующие вопросы:
— проведение плановых и внеплановых проверок деятельности единоличного
и коллегиального исполнительных органов акционерного общества;
— предоставление совету директоров (наблюдательному совету) общества отчета
по результатам проведения годовой проверки финансовой отчетности и бухгалтерского
учета;
— составление заключения по квартальным, полугодовым и годовым балансам
и отчетам;
— привлечение по контракту специалистов и независимых аудиторских фирм.
Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества может
осуществляться по итогам деятельности общества за год, а также во всякое
время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению
общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета)
общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего
в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.
По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица занимающие
должности в органах управления общества, обязаны пред, ставить документы
о финансово-хозяйственной деятельности общества
Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного
общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Федерального закона
«Об акционерных обществах».
Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться
членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать
иные должности в органах управления общества.
На практике формирование персонального состава ревизионной комиссии иногда
становится большой проблемой. Действительно, если у общества небольшое
число акционеров и все они уже занимают должности в органах управления,
то членов ревизионной комиссии придется приглашать «со стороны», причем
все они должны быть высококвалифицированными специалистами по финансово-хозяйственной
деятельности.
Разумеется, члены ревизионной комиссии (ревизор) должны получать вознаграждение
за свою работу, в противном случае они будут создавать лишь видимость
работы. Ранее Федеральный закон «Об акционерных обществах» оставлял этот
вопрос без внимания, поэтому ревизионная комиссия попадала в финансовую
зависимость от исполнительных органов общества, чью деятельность она должна
была оценивать. Несложно представить, каким был результат ревизии.
С 1 января 2002 года п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах»
дополнен нормой, которая предоставляет общему собранию акционеров общества
право принять решение о выплате вознаграждений и компенсаций членам ревизионной
комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей,
а также определить размеры выплачиваемых вознаграждений и компенсаций.
Крайне редко доводилось видеть в акционерных обществах эффективно действующие
ревизионные комиссии. Обычно все ограничивается неким непонятным лицом,
именуемым ревизором общества, о котором вспоминают лишь накануне годового
общего собрания акционеров. Функции указанного лица сводятся к прочтению
заключения аудитора на годовом собрании, после чего еще год его никто
не видит.
Указанное положение дел сводит на нет саму идею эффективного контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью общества, что создает питательную
почву для разнообразных злоупотреблений и махинаций. Действенный контроль
мог бы многое изменить в сложившейся порочной практике.
Наверх |